Форум » Техника и история техники » Ширина колеи железной дороги » Ответить

Ширина колеи железной дороги

Dimon: Скажите, Вы не знаете почему колея российской железной дороги именно такая какая она есть а не такая как на западе?

Ответов - 15

вантох: Интререрсно как железным дорогам мешал бюрократизм http://www.scbist.com/showthread.php?t=1798

AlexDrozd: Хорорший сайт по железным дорогам России - "Паровоз ИС" http://www.parovoz.com/ Вероятно там есть информация на эту тему. Насколько я знаю, при выборе ширины колеи наблюдается следующая дилема - чем уже колея, тем дешевле строительство, но чем шире, тем большую грузоподъемность можно обеспечить. Первая колея ж/д в России (не считая конно-железных дорог, шахтных путей и т.п.) на дороге Петербург - Павловск была вообще больше 1800 мм (1826, емнип)

Dimon: Спасибо - вот я думал просто что так как в Англии закупались и железку сделали по их стандарту, ан нет. Еще есть версия что это связано с метрической системой.


AlexDrozd: Dimon пишет: Еще есть версия что это связано с метрической системой. Нет, в России же была дюймовая система. Полагаю, на момент постройки ж/д Москва-Питер (Павловская все же была опытной и частично "потешной") еще не стоял вопрос о будущем международном сообщении и ширину колеи выбирали из каких-то других технико-экономических соображений. Вон в Австралии умудрились смастрячить несколько колей разной ширины в соседних штатах

AlexDrozd: Вот статья Д.Зиновьева (автор сайта "Младший брат" http://narrow.parovoz.com/, посвященного узкоколейным ж/д) http://semafor.narod.ru/1_2000/gauge.html А вот справочник разных ж/д колей на "Паровоз ИС" http://parovoz.com/spravka/gauges-ru.php

вантох: В статьях, опубликованных в 1842 г. в "Журнале путей сообщения", П.П. Мельников привел обоснования ширины колеи для российских железных дорог, теоретические основы выбора предельного (руководящего) уклона пути. Для обоснования наивыгоднейшего уклона Петербурго-Московской железной дороги Мельников разработал методику определения эксплуатационных расходов. http://alexay.iriit.irk.ru/index.php?page=library/iz-pro.htm Самая подробная ссылка по ширине колей http://www.lokomotivclub.ru/history/chapter8.htm «Железная дорога С.-Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи), принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще... До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4'81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6'. " В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4'81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава. Мельников предложил колею шириной 5' (1524 мм), что на 89 мм шире стефенсоновской колеи." Есть и такая версия: http://www.ostrie.ru/element/59926/

Dimon: Спасибо - очень интересно - поглощаю материал

марат: Dimon пишет: российской железной дороги именно такая какая она есть а не такая как на западе? не имею понятия ,я только знаю ,что в метро колея поуже ,чем пригородные дороги

вантох: марат пишет: не имею понятия ,я только знаю ,что в метро колея поуже ,чем пригородные дороги Наверное в метро чем уже тем лучше- тоннель дорогой.

AlexDrozd: марат пишет: в метро колея поуже ,чем пригородные дороги Если в России, то это оптический обман Колея железной дороги, трамвая и метро одинаковая. Есть гейты между линиями метро и ж/д, трамвая и ж/д. Во время войны по проспекту Стачек не мог ходить трамвай - осколками рвало контактный провод (передовая была недалеко), вместо трамвая пустили маневровый паровоз "овечку" (серия Ов) с трамвайными грузовыми платформами, доставляли грузы на передовую. Когда в 90-х годах размыв прервал "красную" линию метро в Питере, самое новое и большое депо оказалось отрезанным на севере Питера, оттуда перебрасывали подвижный состав (вагоны, мотовозы, спецтехнику) по железной дороге. В каких-то городах России могут быть узкоколейные трамваи, как в Прибалктике, а вот насчет узкоколейного метро (в странах бывшего СССР)не слышал. Может, в Тбилиси? вантох пишет: Наверное в метро чем уже тем лучше- тоннель дорогой Видимо, так. Но с другой стороны надо учитывать требуемую "емкость" вагонов (составов), от этого зависит длина перонов на станциях. ну, и унификация, конечно, играет не последнюю роль. ЗЫ Я тут то в командировке, то в отпуске, то опять в командировке, некогда на форум заглянуть!

вантох: http://www.infuture.ru/article/392 Интересно у финнов - высокоскоростной поезд ходит по обычным путям

AlexDrozd: вантох пишет: Интересно у финнов - высокоскоростной поезд ходит по обычным путям Если обычные пути сделать по человечески, по ним и скоростные поезда пройдут

вантох: Интересно. Наткнулся на объемы паровозной программы у немцев в войну - похоже у них мощности вместо танков были заняты выпуском подвижного состава - более 6 тыс только стотонников локомотивов за войну. Несколько тысяч досталось нам как трофей в Курской битве и здорово помогли.

AlexDrozd: Без железных дорог много не навоюешь, никакой автотранспорт не справится с перевозками, дело даже не в автомобилях, автодороги тоже не резиновые. Помимо обычных везде, где обстановка позволяла, и наши и немцы строили узкоколейные военные ЖД, с колеей в 500 - 600 мм. Да и широкой колеи тоже времянки прокладывали, через Ладогу зимой 42-43 хотели жд провести (две линии, широкой и узкой колеи), но как раз прорвали блокаду и проложили дорогу по берегу озера.

вантох: AlexDrozd Вообще да, за 17 суток 3 моста, постоянный обстрел, как только удалось ее поддерживать! http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B



полная версия страницы