Форум » Техника и история техники » ТБ-3 » Ответить

ТБ-3

AlexDrozd: Дабы не засорять тему про Жукова

Ответов - 8

AlexDrozd: Есть статья "Боевой счет ТБ-3" в которой написано про боевое применение машины во время войны. http://base13.glasnet.ru/text/tb3.htm На начало войны в западных округах было 4 ТБАП, оснащенных этими машинами. Согласно статье, всего в них было 176 машин, а вот сколько исправных, трудно сказать, в 7-м числились исправными 18 машин из 44, в 14-м - 32 и 6 в ремонте. По 1-му и 3-му указано только общее число - 94 машины и отдельно указаны 14 неисправных машин, находившихся в районе базирования 3-го. В начале войны был сформирован 325-й десантно-бомбардировочный полк в Харьковском ВО (22 машины переданы из летных училищ), перебазирован (25.06-9.07) под Ворошиловград с Дальнего Востока 250-й ТБАП (49 машин), осенью 41-го - 39 отдельная эскадрилья из Среднеазиатского ВО (12 машин). "С первых же дней войны полки ТБ-3 стали переходить в непосредственное подчинение командования ВВС фронтов. Использование этих самолетов в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков большой грузоподъемности было весьма эффективно. Еще большей результативности использования ТБ-3 способствовала концентрация всех тяжелобомбардировочных полков в АДД, проведенная в марте 1942 г. Были образованы две дивизии Дальнего Действия: 53-я - на базе 23-й САД, и 62-я на базе 22-й БАД. Каждая из них имела 3 полка ТБ-3, по 3 эскадрильи в каждом. Количество матчасти в полках определялось не штатной численностью, а исправностью авиапарка. К середине 1942 года хорошим результатом можно было считать готовность в полку к боевым вылетам 15-ти ТБ-3. Численность боеготовых машин, благодаря фантастическому труду ремонтников и техсостава, могла подняться до 20-ти, но такое происходило крайне редко. Основные трудности связывались с недостатком запчастей к давно снятым с производства моторам М-17 и М-34." Вот что написано про использование ТБ-3 с десантом: "29 июня 1941 г. 14 ТБАП в составе 24 самолетов произвел выброску десанта в районе Слуцка. Это была первая за войну десантная операция... ... 3 октября 1941 г. 40 тяжелых бомбардировщиков доставили под Мценск танки Т-38, противотанковую артиллерию, грузовики, оружие, боеприпасы для высадившейся в этом районе 5-й воздушно-десантной бригаде. Ей была поставлена задача закрыть разрыв в обороне советских войск... ... В двадцатых числах января 1942 г. началась подготовка авиаполков к Вяземской воздушно-десантной операции. Самолеты 1, 3, 7, 14 ТБАП и 4-й отдельной эскадрильи ВДВ (всего 25 ТБ-3) перелетали на аэродром Грабцево под Калугой. Сосредоточение шло медленно, размеры кораблей не способствовали обеспечению скрытности подготовки операции, и не удивительно, что их появление вблизи от линии фронта заинтересовало немецкую разведку. Днем 27 января над Грабцево появился Bf 110. Зайдя со стороны солнца, сбил ЛаГГ-3, выполнявший пилотаж, и ушел. Не желая тратить силы без должной эффективности, немцы в тот же день провели доразведку цели. В 17.00 над аэродромом появились два Bf 110. Один из них, снизившись до бреющего, обстрелял корабли на стоянках, вызвав на себя огонь средств ПВО, другой же тем временем на высоте порядка 1000 м прошел над аэродромом, видимо, фотографируя его. В 19.30 над Грабцево появились бомбардировщики противника. Бомбовым ударом группе самолетов, обеспечивавших десантирование, был нанесен ощутимый урон. 1 ТБАП потерял 4 самолета, 3 ТБАП - 3, 14 ТБАП и 4-я отдельная эскадрилья ВДВ - по 2, был уничтожен один бомбардировщик из состава 7 ТБАП. При повторном налете немецкой авиации 3 февраля были сожжены еще два ТБ-3 - из состава 3 и 7 ТБАП, проходившие в Грабцево ремонт после налета 27 января. Пришлось сдвигать сроки десантной операции и отказаться от идеи использования прифронтовых аэродромов. Выброску десантников под Вязьму проводили во второй половине февраля 1942 г., на этот раз самолеты взлетали с аэродромов Внуково и Люберцы. ..." Использовали ТБ-3 даже для снабжения партизан в Крыму, причем посадочным способом. Читал о двух таких случаях, первый кончился неудачно - самолет разбился на взлете, к счастью никто не погиб. Второй тоже чуть не кончился катастрофой, ТБ-З"РН" (с большими колесами шасси) пробил колесо при посадке и с трудом взлетел практически на ободе, садился же просто на обод (дырявая шина слетела при взлете). Только мастерство пилота и малая посадочная скорость машины позволили совершить относительно мягкую посадку.

AlexDrozd: А вот интересные статьи о десантных войсках РККА. В 3-й части есть о применении десантов в 40-м в Прибалтике и Бессарабии http://desantura.ru/index.php?ind=reviews&op=section_view&idev=11 Там же приведены мнения о ТБ-3 как десантном самолете: "Между тем, рост воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3, которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 г. возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Вот что записал в своем отчете комбриг Татарченко, посредник при соединении тяжелых бомбардировщиков: "Такую машину можно посылать в глубокий тыл противника лишь при условии неоспоримого превосходства в воздухе хотя бы лишь на время операции. В противном случае можно летать только ночью. Но в короткие летние ночи тихоходный ТБ-3 далеко в тыл не улетит". В 1940 г. начальник ВВС РККА докладывал в Кремль: "Существующие на вооружении самолеты ТБ-3 не удовлетворяют всем требованиям десантно-транспортного самолета и, кроме того, они имеются в ограниченных количествах"

Dimon: Спасибо. В принципе даже в хронике того знаменитого учения отлично видно что за "десантный" самолет ТБ-3.


вантох: Интересная статья http://commi.narod.ru/txt/duzi/221.htm

AlexDrozd: вантох пишет: Интересная статья Да, любопытно. РБВЗ, выходит, единственный в Российской Империи завод, выпускавший авиадвигатели. И самолет то был выдающимся, причем не только на фоне отечественных одномоторных "Анатра" и "Лебедь". Кстати, любопытные детали. Прототип "Русский витязь" погиб на земле, на него ... упал двигатель, отвалившийся от пролетавшего легкого самолета. Первое название аппарата - "Гранд" ("Гранд Балтийский"), или, на русский манер, "Большой балтийский" А еще в 1913 году были заявлены гонки по маршруту Москва-Петербург (или наоборот) между аппаратом Сикорского и ... паровозом. Паровоз должен был вести товарищ (заместитель) министра путей сообщения. Вот не знаю, состоялись ли гонки и чем кончились.

вантох: AlexDrozd пишет: Вот не знаю, состоялись ли гонки и чем кончились. Самолет победил. В одной из ссылок еще куча забавного В июне 1913г., на участке той же трассы Петербург-Бологое развернулась другая гонка: между самолетом и паровозом. Паровоз "Молния" вел лично товарищ министра путей сообщения Щукин, а за штурвалом самолета "Илья Муромец" сидел главный конструктор Русско-Балтийского вагонного завода Игорь Сикорский. Самолет победил. http://www.originaltm.com/txt.php?id=17 http://www.iks.ru/~rne/stat/aviac.htm

AlexDrozd: Книга о "Муромцах". Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского

вантох: AlexDrozd пишет: Книга о "Муромцах". Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского Спасибо. Начал читать. есть биографическая "крылья Сикорского", интересно будет сравнить.



полная версия страницы