Форум » Техника и история техники » Электрификация российского флота » Ответить

Электрификация российского флота

AlexDrozd: Некоторые интересные моменты внедрения электричества на флоте

Ответов - 7

AlexDrozd: В силу ряда причин, в основном технических, электричество на кораблях российского флота (полагаю, что и в других флотах так же, но данных у меня нет) применялось в следуещей последовательности: 1. Оружие 2. Приборы управления огнем 3. Освещение 4. Силовые приводы Еще до Крымской войны по аналогии с сухопутными "электрическим фугасами" были разработаны морские мины с электоподрывом - мина или группа мин взрывались с берегового поста с помощью обыкновенного замыкателя. Подобные минные заграждения применялись и в Русско-Японскую и в Первую Мировую войну, именовались они "крепостными", поскольку устанавливались и обслуживалисть приморскими крепостями (для чего в составе крепостей были корабли - минные заградители). Однако данных о подрыве кораблей на таких заграждениях я не встречал. В Крымскую войну электрические взрыватели использовались в якорных минах конструкции Якоби, но развития они не получили, кислотные оказались проще и надежней, к тому же были энергонезависимы. При помощи электродетонаторов подрывались и катерные шестовые мины. В 1872 году на Балтике был испытан прибор залповой стрельбы Давыдова. Изюминкой конструкции было обеспечение одновременного залпа орудий в момент нахождения корабля на ровном киле. Орудия имели электроспуск и подключались к единой цепи, по команде "Огонь" включался рубильник, а маятниковая конструкция замыкала систему в момент нулевого крена. Это значительно повысило прицельную дальность стрельбы. К середине 70-х такими системами были оборудованы все корабли российского флота. А вот освещение появилось гораздо позже, первым таким кораблем был крейсер "Адмирал Нахимов", построенный в середине 80-х годов. Да и то не все флотские однозначно одобрили это новшество, адмирал Макаров, скажем, полагал это "баловством" и предлагал вернуться к масляным лампам. Дело в том, что несовршенные динамомашины "съедали" на освещение довольно заметное количество угля.

вантох: AlexDrozd Интересно! Вроде на минах Якоби таки подорвался на Балтике в Крымскую кто-то и даже адмирала английского ушибло. Был у меня старый сборник "Океан", там про оборону Свеаборга большая повесть с техникой, как раз про минеров. Англо-французы знали где стоят управляемые мины и не рискнули подойти близко. Еще интересно как тогда придумали стрелять с гребных канлодок! по вражескому паровому флоту - приспособили к "единорогам" пистолетный кремневый спусковой механизм и следили чтобы ядро вылетало когда нос лодки идет вверх - был шанс попасть по рангоуту и больше дальность.

AlexDrozd: вантох пишет: Вроде на минах Якоби таки подорвался на Балтике в Крымскую кто-то и даже адмирала английского ушибло. Вот не помню, какой именно конструкции были эти мины. Кажется у них был гальвано-ударный взрыватель, как и на более поздних якорных минах. Только у мин во время Крымской войны были не "рога", в которых прятались ампулы с кислотой (электролитом), а стержни - "усы". При ударе о корпус корабля стержень воздействовал на кулачок, тот раздавливал ампулу, кислота выливалась в сухую батарею, ток поступал на электровзрыватель. Т.е. электричество применялась и в этих минах. Кстати, корабельных электриков некоторое время называли гальванерами, и вообще все электричество на кораблях первоначально относилось к минной части. Очень оригинальным было предохранение гальвано-ударной мины мины от взрыва при постановке. Взводился подпружиненный предохраниель, в который вставляли кусок сахара. В воде сахар растворялся и пружина ставила мину на "боевой взвод" (замыкала электрическую цепь). вантох пишет: Был у меня старый сборник "Океан", там про оборону Свеаборга большая повесть с техникой, как раз про минеров Ага, есть у меня этот сборник Отличная повесть, кстати. вантох пишет: приспособили к "единорогам" пистолетный кремневый спусковой механизм Вообще-то в Крымскую войну уже не использовали классические пальники, как в кино, у орудий были капсюльные детонаторы. Впрочем, гребные канонерки могли вооружить и старыми пушками со склада вантох пишет: и следили чтобы ядро вылетало когда нос лодки идет вверх - был шанс попасть по рангоуту и больше дальность. Да, поскольку до придумки со стрельбой с ровного киля точность при волнении была никакой. Но и тут выжна была скорость детонации, а ни фитильный пальник, ни кремневый механизм ее не обеспечивали.


вантох: AlexDrozd пишет: Вот не помню, какой именно конструкции были эти мины. Кажется у них был гальвано-ударный взрыватель, как и на более поздних якорных минах. Только у мин во время Крымской войны были не "рога", в которых прятались ампулы с кислотой (электролитом), а стержни - "усы". При ударе о корпус корабля стержень воздействовал на кулачок, тот раздавливал ампулу, кислота выливалась в сухую батарею, ток поступал на электровзрыватель. Т.е. электричество применялась и в этих минах. В той повести мина описывается в том чиле как боченок в котором два медных блюдца с катающимся шариком - при крене мины шарик скатывался в щель и замыкал контакт. Но подорвался адмирал на гальваноударной - ее вытащили на палубу а он стеком ткнул в торчащую штуковину.

AlexDrozd: вантох пишет: В той повести мина описывается в том чиле как боченок в котором два медных блюдца с катающимся шариком - при крене мины шарик скатывался в щель и замыкал контакт. Но подорвался адмирал на гальваноударной - ее вытащили на палубу а он стеком ткнул в торчащую штуковину. Точно! Вот блюдца с шариком я и имел в виду под электрическим взрывателем.

вантох: Интересно, когда в России появилось производство аккумуляторов?

AlexDrozd: вантох пишет: Интересно, когда в России появилось производство аккумуляторов? Похоже, что широкое применение аккумуляторов началось в конце 19 века. Видимо, тогда появились аккумуляторы достаточной мощности и емкости для использования в силовых приводах. Во всяком случае электромобили тогда были довольно широко распространены, как и паровые автомобили. ДВС еще не имели монополии в автотранспорте. Даже скорость в 100 км/час впервые была достигнута именно на электромобиле. Подводные лодки в начале 20 века могли преодолевать по электродвигателями (т.е. в подводном положении) без перезарядки расстояние в 25-30 миль со скоростью 2-3 узла. Первый аккумуляторный завод в России был основан в 1897-м, в Санкт-Петербурге.



полная версия страницы