Форум » Техника и история техники » Нужна ли России гиперзвуковая «Игла»? » Ответить

Нужна ли России гиперзвуковая «Игла»?

Dimon: Научно-технический прогресс сегодня достиг определенной пиковой точки в своем развитии. Это говорит о том, что в ближайшее время должны появиться новые, прорывные, революционные технологии. Человечество уже поставило перед собой грандиозные цели. В гражданской сфере - это полеты к другим планетам, пока Солнечной системы, создание водородного двигателя для автомобиля и другие. Не стоит в стороне от прогресса и военная мысль. Конечно, отечественные разработчики и производители вооружения и военной техники последние десять - пятнадцать лет работали, выражаясь авиационной терминологией, в закритических режимах. Но во всей этой череде бед и проблем сегодня вырисовываются и позитивные моменты, представить которые ранее было просто невозможно. Один из них и был «озвучен» после стратегической командно-штабной тренировки Вооруженных Сил Президентом России Владимиром Путиным. Напомним, речь идет о том, что в недалеком будущем на вооружение Российской армии будут поставлены новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу. Этот гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) перевернет все современные представления о противоракетной обороне, с его помощью Россия на длительную историческую перспективу надежно обеспечит свою стратегическую безопасность. Сейчас ведутся активные работы в этом направлении, в частности по созданию двигателей для гиперзвуковых летательных аппаратов. Как сообщил Интерфаксу-АВН сотрудник Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Вячеслав Семенов, при должном финансировании отечественные специалисты уже через несколько лет смогут провести летные испытания гиперзвукового аппарата, способного в 10 - 15 раз превысить скорость звука. Несмотря на тяжелые времена, еще в 1998 году российские «оборонщики» испытали ГЛА с прямоточным водородным двигателем. Тогда им удалось достичь скорость, в 6,5 раза превышающую скорость звука, и двигатель проработал 77 секунд, после чего ракета самоликвидировалась, но ее двигатель был найден. Для сравнения можно привести такой пример: американцы совсем недавно провели подобные испытания, но у них двигатель проработал лишь 10 секунд. При этом американский летательный аппарат, превысивший скорость звука в семь раз, затонул в ходе испытаний, что не позволило получить полный объем информации по изделию. В то же время, несмотря на наш высокий научно-технический задел в этой области, тема летательного аппарата «Игла» сегодня не финансируется государством. Понятно, есть проблемы поважнее. Но за океаном отнюдь не скупятся на исследования в этой сфере. По словам того же Вячеслава Семенова, в США в эту программу уже вложили 250 млн. долларов и ее финансирование будет наращиваться. Тот же ЦИАМ выполняет определенные и весьма дорогостоящие исследования по контракту для американцев. А на разработки по созданию нашего двигателя для ГЛА государство пока не потратило ни копейки, их финансирует «из своего кармана» ЦИАМ. Нет и четкой государственной программы по этим проектам. Словом, имея громадный научный потенциал, мы не умеем им распорядиться. Специалисты Центрального института авиационного моторостроения заявляли на завершившейся недавно выставке в столичном ВВЦ «Двигатели-2004», что в перспективах института - создание нового ЛА с тремя двигателями, способного достичь скорость, в 15 раз превышающую скорость звука. Уже в конце этого года возможно испытание модели нового гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя в аэродинамической трубе ЦАГИ. То есть работы над двигателем будущего приобретают реальные очертания. В скором времени пройдут исследования его важнейших параметров. Можем ли мы позволить себе отказаться от этих разработок? Нет сомнений в том, что сейчас гиперзвуковые летательные аппараты входят в перечень важнейших, так называемых критических технологий. Наша страна не может позволить себе роскошь, владея ими, их не использовать. В свое время в СССР был создан уникальный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31. Тогда эта машина ставила перед нашими вероятными противниками неразрешимые вопросы. Она перехватывала не только все то, что имелось у них на вооружении, но и то, что они только разрабатывали. И сегодня новый двигатель самолета-лаборатории ГЛЛ-31, созданного, кстати, на базе МиГ-31, может стать определенным научно-техническим заделом, который позволит России укрепить свою оборонную мощь. К великому сожалению, сегодня мы лишь «проедаем» былой советский задел ОПК. Несмотря на все перипетии нынешнего периода, отечественная «оборонка» все-таки живет и приспосабливается к рыночным реалиям, в основном за счет экспортных заказов. Тем не менее даже такой мощный институт, как ЦИАМ, самостоятельно не решит проблему гиперзвука. Уже есть предложение об уменьшении скорости летающей лаборатории до уровня, в 6,5 - 7 раз превышающей скорость звука. Оно возникло именно потому, что это значительно уменьшит стоимость испытаний. Но, снижая затраты, мы скорее всего просто отдалимся от желаемого результата. При этом, несмотря на наше явное отставание, российские компании, создающие боевую авиацию, не могут договориться между собой. РСК «МиГ» не дает окончательное «добро» на использование в качестве летающей лаборатории МиГ-31. Поэтому приходится договариваться с ОАО «Туполев» о применении в качестве носителя самолета типа Ту-22М. Словом, важнейшие работы стопорятся из-за ведомственной несогласованности и неопределенной позиции государства в вопросе о том, нужны нам эти прорывные технологии или нет. Если мы хотим обеспечить национальную и технологическую безопасность России, так быть не должно. Источник: газета «Красная звезда»

Ответов - 2

вантох: А еще был проект «АЯКС» с использованием нагрева передней кромки для частичного разложения топлива и повышения его калорийности в камере сгорания - по расчетам, могло быть близко к водородному, тоже гиперзвук.

вантох: Из http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/01/17/194542 Согласно предварительному плану «program budget decision 720», одобренному бюджетным комитетом 20 декабря 2005 года, из состава ВВС США будут полностью выведены все 55 самолетов-"невидимок" F-117 «Стелс», а также все 33 самолета-разведчика U-2. Кроме того, сообщает Space Daily, военные хотят избавиться от 38 (из 71 имеющегося) C-21 Learjet, от 40% парка стратегических бомбардировщиков В-52, а также от проекта создания самолета РЭБ EB-52 SOJ (stand-off jammer), способного действовать вне досягаемости средств ПВО противника. ВВС США отказываются также от проведения ряда перспективных программ — в частности, создания ударного беспилотного самолета. Программа должна быть реализована на протяжении 2007–2011 гг. Высвобожденные таким образом $2,6 млрд. — в основном, за счет снижения расходов на материально-техническое обеспечение и оплату персонала — позволят Пентагону приобрести не 179, а 183 новейших истребителя пятого поколения F-22A Raptor. Первое подразделение, укомплектованное этими не имеющими аналогов в мире машинами, уже признано боеспособным, сообщает Defense Daily. F-22A Raptor, который производится компаниями Lockheed-Martin и Boeing, предназначен для завоевания господства в воздухе, а также использования в качестве многоцелевого. Длина машина составляет 18,9 м, размах крыльев — 13,6 м, высота — 5,1 м, пустой вес — около 18 тыс. кг. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета (максимальная составляет около 2 Мах), потолок — около 15 тыс. м. Вооружение самолета составляют 20-мм пушка M61A2 (боезапас — 480 снарядов), а также ракеты и бомбы различных классов, размещаемые не на внешней подвеске, а в трех фюзеляжных отсеках. В самолете реализованы технологии снижения радиолокационной заметности («стелс»-технологии). Экипаж машины составляет один человек.



полная версия страницы