Форум » Техника и история техники » Копирование иностранной техники » Ответить

Копирование иностранной техники

AlexDrozd: Во времена моей юности существовал устойчивый миф, что автомобиль ГАЗ-20 «Победа» был создан на базе немецкой машины «Опель-капитан», а ГАЗ-64/67 - отечественная переделка «Виллиса». Ни то, ни другое не соответствует действительности. Разработка ГАЗ-64 началась еще в начале 41-го года, когда «Бантамы» только испытывались, а «Виллисов» еще вообще не было в «железе». ГАЗ-64 попали в армию уже летом 41-го, первые «Бантамы» поступили по ленд-лизу в декабре того же года, проставки «Виллисов» начались в 42-м. Естественно эксплуатация этих машин в армии позволил учесть какие-то преимущества импортных машин, но и в ГАЗ-67 в основном сохранилась конструкция ГАЗ-64. Интересно, что на сравнительных испытаниях ГАЗ-67 по большинству параметров обошел заокеанского собрата. «Победа» так же является отечественной разработкой, хотя опыт мирового автомобилестроения несомненно был учтен. Более того, революционный дизайн «Победы» был повторен с небольшими изменениями в некоторых западных автомобилях. Вот статьи по ГАЗикам и «Победе» http://avtocollection.narod.ru/gaz67/main67.html http://avtocollection.nar...d.ru/pobeda/histom20.html

Ответов - 10

вантох: Интересно , а польские «Победы» в СССР не попадали?

вантох: Про ЗИМ, вообще интересный сайт http://www.autobuy.ru/nite.php?aid=179&aform=3 «табель о рангах» в чиновничьей иерархии была незыблема. Не дай Бог, председатель колхоза приедет на совещание в район на «ЗИМе», если ему положена «Победа», и негоже первому секретарю крайкома садиться в «ЗИМ», когда по статусу за ним закреплён «ЗИС-110». Такое положение вещей приводило к курьёзам. Так, когда в 1959 году на смену «ЗИМу» пришла «Чайка» ГАЗ-13, она в неписаной «табели о рангах» заняла положение на голову выше «ЗИМа», а внешне очень сильно смахивала на «ЗИЛ-111», о котором, конечно, «непростым» пассажирам «Чайки» можно было только мечтать, поэтому многие «слуги народа» желали пересесть из персонального «ЗИМа» в новую «Чайку», но в связи с повысившимся статусом последней не имели возможности это сделать. В общем, ездить в «Чайке» хотелось, а полагались «ЗИМы». Интересный выход из положения нашли чиновники из Министерства обороны. На одном из военных заводов они переоборудовали около десятка автомобилей «ГАЗ-13», заменив полностью их передние и задние части (оперение, все крылья, капоты, облицовки, бамперы и весь хром и эмблемы) на детали от «ЗИМов». После чего преспокойно ездили несколько лет на «закамуфлированных» под «ЗИМ» «Чайках», в народе эти гибриды «Чайка-ЗИМ», часто подъезжавшие к дверям Минобороны, окрестили «ослобыками», один из них сохранился до наших дней. Можно сказать, пользуясь современной терминологией, это был первый отечественный «хот-род» с внешностью «ЗИМа». Но это всё следствия, а тогда коллектив Горьковского автомобильного завода по заданию товарища Сталина должен был уложиться в 29 месяцев для выполнения важного для страны задания. Этот срок был нереален, даже если бы горьковчане полностью скопировали одну из моделей «Бьюика», что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В.Ф. Гарбузов. Но КБ под руководством Андрея Александровича Липгарта предпочло идти своим путём. Помня военный опыт, когда за два с половиной месяца с чистого листа был спроектирован наш первый джип «ГАЗ-67», где максимально использовались уже находившиеся в производстве узлы и агрегаты. Так, на «ЗИМе» удалось применить порядка 50 процентов деталей двигателей, трансмиссии, ходовой части от производившихся тогда «ГАЗ-51» и ГАЗ-20 «Победа». На «ЗИМе» использовали несколько переделанный шестицилиндровый рядный двигатель «ГАЗ-11», объёмом 3485 куб. см, который спроектировали ещё в 1937-году. На грузовиках «ГАЗ-51» и «63» мощность этого мотора составляла 70 лошадиных сил. Но при умелой форсировке её можно было довести до 90-95 лошадиных сил без особого ущерба для надёжности, что было всё-таки маловато для автомобиля такого класса, который планировался. Нужно было или создавать новый мотор, что было нереально, или укладываться в массу 2 тонны для нового автомобиля, что было также нереально, если использовать рамную конструкцию, которая применялась для подобных автомобилей во всем мире. И горьковчане пошли на беспрецедентный шаг: создали несущий кузов при колёсной базе в 3,2 метра! Такого ещё никто не делал, а заводчанам таким образом удалось сэкономить не менее 220 кг.

AlexDrozd: вантох›Интересно , а польские «Победы» в СССР не попадали? Могли и попасть. Легковые автомобили из братских соцстран (как и иномарки вообще) редко, но попадались. Помню в 60-х одну «Татру» часто встречал, такую, на которой Ганзелка и Зикмунд в 47-48-м по Африке и Южной Америке путешествовали.


Dimon: Интересно было бы узнать о поставках по Ленд-Лизу грузовиков из США, их судьбе - вернули, выкупили, уничтожили? И роли их в создании отечественной грузовой техники - скопированны и эволюционоровали далее самостоятельно или при создании первых послевоенных образцов отечественной техники использовали только отдельные особо удачные решения? В своё время ответ на этот вопрос искал в сети, но так и не нашел.

AlexDrozd: Dimon›Интересно было бы узнать о поставках по Ленд-Лизу грузовиков из США, их судьбе - вернули, выкупили, уничтожили? Точно не знаю. По слухам, в каком-то году возвращали уцелевшую технику, в т.ч. и грузовики. Которые американцы тут же изничтожали. Часть кораблей по договору с США затопили. Во всяком случае, «Студебеккеры» в 60-х на улицах и дорогах не встречались Dimon›И роли их в создании отечественной грузовой техники - скопированны и эволюционоровали далее самостоятельно или при создании первых послевоенных образцов отечественной техники использовали только отдельные особо удачные решения? Полных копий тех же «Студебеккеров» вроде бы не было. Полноприводный грузовик ЗИЛ-151, штатный армейский автомобиль, отличался тем, что не имел сдвоенных скатов на задних осях, что положительно сказалось на его проходимости. Вот ГАЗ-53 очень напоминал «Шевроле», по крайней мере внешне. Полагаю, использовали саму концепцию и конструкцию каких-то узлов/агрегатов. Ведь даже довоенные ГАЗики отличались от зарубежных фордовских прототипов, хоть и выпускались по лицензии.

вантох: AlexDrozd А вроде опель какой-то - предшественник «Москвича»?

AlexDrozd: вантох›А вроде опель какой-то - предшественник «Москвича»? Тут тоже все не так просто. Завду «КИМ» (МЗМА, АЗЛК) была передана часть оборудования вывезенная по репарациям с опелевских заводов, и «Опель-кадет» частично послужил образцом для Москвича. Но похожая машина, «КИМ-10», если не ошибаюсь, выпускалась небольшой серией еще до войны. Вобщем, полную копию достаточно сложного устройства по любому сделать невозможно. Для этого надо использовать оригинальные материалы и оснастку. Даже относительно несложные образцы стрелкового вооружения были как правило не просто копиями. Например, бельгийские Смит-Вессоны были легче и удобнее американских и российских прототипов, а главное, были самовзводными (что было с середины 1860-х характерно для европейских револьверов, но на американских получило распространение гораздо позже). Русского выпуска револьверы так же имели характерное отличие - невозможность стрельбы при незакрытом замке, ставшее позже «общим местом» на револьверах с раскрывающейся рамкой. Наконец, русский «Смит-Вессон» - первый армейский револьвер под патрон центрального боя, до этого и в США и в Европе револьверы такого калибра были шпилечными или кругового воспламенения (по русски - «бокового боя») По использованию лендлизовской техники после войны: как-то, изучая историю с пожаром на лайнере «Победа» в 1948-м, наткнулся на следующую инфу: на поиски лайнера (с ним пропала радиосвязь) был выслан А-20 Черноморского флота, т.е. лендлизовские самолеты тогда еще стояли на вооружение.

Dimon: AlexDrozd пишет: цитатаПо использованию лендлизовской техники после войны: как-то, изучая историю с пожаром на лайнере «Победа» в 1948-м, наткнулся на следующую инфу: на поиски лайнера (с ним пропала радиосвязь) был выслан А-20 Черноморского флота, т.е. лендлизовские самолеты тогда еще стояли на вооружение. -может их купили? потому что по-моему, по договору о Ленд-лизе такая форма предоставления помощи представляла собой форму лизинга техники с последующеим возвратом, покупкой или уничтожением техники.

AlexDrozd: Может и купили. Ведь кроме ленд-лиза были и прямые закупки, правда, не знаю, каксались ли они военной техники. Кораблики типа SC (большие охотники за ПЛ) эксплуатировали после войны, а так же тральщики и торпедные катера. В 54-м часть вернули в США, в 56-м оставшиеся затопили на Кильдинском плесе (по договору с США).

Dimon: AlexDrozd пишет: цитатаВедь кроме ленд-лиза были и прямые закупки -мне кажется, что все же вряд ли страна наша конечно большая и могучая, но в тех условиях каждая копейка всё же на счету была. Наверное закупки касались стратегического сырья. Постараюсь уточнить этот вопрос - в Москве на Житной улице в одной из школ есть музей Ленд-лиза если он федерального значения,то кое-что прояснить там можно будет (такое бывает я точно знаю про 4 щкольных музея федерального значения и 19 - регионального,а уж про «поместные» и не говорю - таких много, к счастью )



полная версия страницы